День первый. Испытание Клоакой...

Авторизация

Email: inf@gobike.ru

Здесь вам не равнина…, и даже не горы.

Здесь трещины, дыры, колодцы и норы.

Здесь мыши летучие,  сырость и грязь,

И надо бы в грязь ту лицом не упасть…

Про то, как все началось здесь

Спасатели во главе с Андреем Калашниковым – руководителем подземной экспедиции –запланировали выехать из Читы рано  утром 1 марта, чтобы во второй половине дня прибыть на место, и тем же вечером уже  начать вешать перила (страховочные веревки) вдоль маршрута внутри пещеры. И было решено, что вместе со спасами поеду и я.  А остальная наша команда отправится в Багдарин вдогонку, на следующий день.  Новость, что я смогу провести на природе на сутки дольше, меня очень обрадовала. Но когда я узнал, чем мне предстоит заниматься в эти сутки, я радоваться резко перестал.  Оказывается  наш Директор Походов договорился с их Директором Экспедиции (Андреем), что тот включит меня в состав первой же группы провешивать веревки. Чтобы я узнал маршрут. Чтобы я изучил маршрут. Чтобы я на следующий день повел по знакомому уже пути всех остальных наших. Вот так сразу: раз, и из новичка я должен был превратиться в аса спелеологии, из балласта – в опытные проводники.  Признаюсь, от такой перспективы я слегка занервничал… Да ладно, что уж там, скажу, как есть: я сильно занервничал. Нет, еще не так. Я сильно-пресильно занервничал.

Утомлять рассказом  о многочасовой тряске в кузове  «Камаза» я не стану. Пропущу и другие подробности. Скажу только, что ехали очень долго, а разбили и обустроили лагерь практически мгновенно. Прошел всего час, и вот уже стоят зимние палатки, в них топятся печки, выросла большая поленница дров и сварен ужин. Вот что значит опыт и слаженная работа дружного коллектива!

А первая четверка уже готовится к спуску в пещеру: перебирают веревки, надевают страховочные системы, пакуют непромокаемые транспортные мешки, в которых потащат груз на глубину. Лица серьезные, мужественные и дано знакомые: Андрей Калашников, Иваныч, Виталя. И самое знакомое мне лицо – мое собственное. Дойти и провесить перила сегодня нам нужно до Большого грота.

долганка вид сверху

Не побывав лично в Большом гроте, сложно понять каковы на самом деле его размеры, да и вообще трудно представить, что тебя ждет в пещере, какая она. В принципе, по чужому описанию некую картину нарисовать можно, однако,как показывает практика, реальность плохо согласуется с воображаемым рисунком.

Спустившись в стартовую яму Долганской пещеры, мы оказались в гроте с многообещающим названием «Сказка». Я понимаю «сказка» – это когда огромный зал с высокими сводами и цветными сталактитами, в дальнем углу прячется и хрипло дышит небольшой трехглавый дракон,  в другой стороне шаркают лаптями и вполголоса матерятся гномы-рудокопы, а прямо на тебя летят мириады страшненьких тварей – летучих мышей.

Но ничего подобного в нашей Сказке не оказалось. Совсем ничего. Перед нами был глухой тупик… Впрочем, где-то сбоку в стене зияло небольшое отверстие что-то вроде норы для мелкой собаки.. Никогда бы не подумал, что это и есть проход в Самую Большую Пещеру Забайкалья и Дальнего Востока. Но мои спутники, как ни в чем ни бывало один за другим принялись ложиться на живот и заползать в эту маленькую черную дыру. Сомнения меня не покидали, но ничего не оставалось, как пропихивать в нору транспортные мешки и лезть следом за товарищами.

Dolganka

Работать в таких узких местах возможно лишь в одиночку, это одна из важных особенностей спелеологии. Первый уполз,  теперь он должен дойти до конца, чтобы освободить лаз следующему. А впереди будет скорее всего либо спуск, либо подъем. Возможно, там есть ложные ответвления, нужно найти верный путь, не ошибиться, не застрять. Первому идти сложнее других.Остальные терпеливо ждут, когда лидер сделает  страховочную станцию, закрепит веревку и даст команду двигаться следующему спелеологу.

Весь  пещерный маршрут – это связка проходов, более и менее сложных участков, полоса препятствий, где нужна слаженная работа всей группы:  ползем вперед, встёгиваемся  карабином в станцию, принимаем транспортник, передаем, перестегиваемся, спускаемся, ползем вниз, карабкаемся вверх.

Процесс занимает много времени, особенно у первой группы, которая готовит трассу. Забегая вперед скажу что мы провели более 8 часов в пещере, протащили и закрепили четыре 50-метровые веревки,  пройдя таким образом меньше одной трети всей разведанной протяженности Долганской Ямы. И еще сделали очень важное дело ­– выкачали  воду из Клоаки или «Шкуродера», как называют один хитрый участок.

Чистить Клоаку - самый сложный, ответственный и трудоемкий этап прохождения маршрута. За сотни тысяч или даже миллионы лет подземные воды создали в толще известняков причудливую систему полостей, коридоров и каналов всевозможной конфигурации. Один из этих ходов представляет собой узкий сифон, напоминает изогнутый водопроводный шланг, в нижней части которого скапливается вода.  В других пещерах мира встречаются очень большие, длинные сифоны, пронырнуть которые можно лишь с аквалангом. Но в данном случае, чтобы пройти долганскую Клоаку,  достаточно в водолазном костюме погрузится с головой и проползти червяком на задержке дыхания два метра. Звучит не так уж и страшно, правда? Но, представив себя большим мокрым червяком, я решил, что вот и наступил  закат моей спелеологической карьеры.  К счастью «червяком» заранее  вызвался быть Виталя. Тихий и спокойный, он натянул на себя гидрокостюм, и без проблем проник на другую сторону Шкуродера- Клоаки. Лично я считаю, что Виталя наверняка не пользуется поясом с грузами, когда погружается с аквалангом. Потому что стальные яйца дают прекрасную нейтральную  плавучесть.

Короче говоря, Виталя исчез во мраке, прополз через Клоаку, а затем спустился в пятиметровую яму. Следом в сифон залез Иваныч, опустил в лужу шланг одним концом, а второй подал Витале. И с помощью этого шланга парни  отсосали всю воду из лужи, и вследствие осушения Клоака превратилась в обычный Шкуродер. На всю операцию понадобилось полтора часа,  после чего Виталя, выполнив главную свою миссию, засобирался обратно, на выход из пещеры. А мы с Андреем продолжили путь вперед, вслед за Иванычем.

Настала моя очередь проползти Шкуродер и участвовать в аттракционе «Труба страха». Условия трюка следующие:  лаз длиною более 2 метров, абсолютно гладкий и узкий настолько, что человек может находиться в нем только лежа на боку, и вытянув обе руки вперед. Согнуть любые свои конечности в локтях или в коленях нельзя.Техника лазания должна быть виртуозная: отталкиваясь правой ягодицей от стены, одновременно подтягивать себя носом.  Если захочется, можно пошевелить ступнями или поморгать глазами, что впрочем, продвижению никак не способствует.

Виртуозности у меня не хвалило, я застрял где-то в середине Шкуродера, в самой коварной и страшной точке трубы.  Вадик, который находился впереди, услышал наступившую тишину и голосом Пятачка поинтересовался:

- Винни, ты фто застрял?

Не в состоянии пошевелиться, я хотел спокойным тоном ответить, как храбрый медведь: «Нееет, я просто решил отдохнуть», но вместо этого у меня прозвучало:

– Уффф… Нет, лучше назад… Уффф… Нет, лучше вперед… Ой-ёй-ёй! Спасите… Спасите-помогите! Ни вперёд, ни назад!»

Я продолжаю пробкой торчать в каменой трубе, быстро похудеть, как Винни у меня не получается,сверху надо мной подшучивает Иваныч, сзади подбадривает Андрей. А в груди копошится страх и перепуганным внутренним голосом истерически орет,  что дома было хорошо, и нафиг сдалась мне эта спелеология …

Но, успокоившись и поелозив несколько минут, мне все же удается выбраться из ловушки. Спасибо Иванычу : раскорячившись над ямой и упершись ногами в скользкие края дыры рискуя в нее свалиться, Вадик выдергивает меня из плена. И первое,  что приходит мне в голову: «Твою ж дивизию, а ведь еще же обратно пролезть надо…». И сразу вдогонку вторая мысль:  «Я им завтра на словах объясню. И никуда не пойду!»

Дальше был спуск в «Большой грот», а затем разворот и  долгий путь  назад. Пройти в обратном направлении тот самый Шкуродер оказалось проще, потому что пришлось  скользить уже вниз под собственным весом.

DolgankaDolganka

Из ямы мы выбрались глубокой ночью. К этому моменту мой фонарик уже почти не светил, да и внутренние батарейки всего организма тоже были на последнем издыхании.