Лургиканская пещера. От Усть-Карска до С...

Авторизация

Email: inf@gobike.ru

Lurgikan

Каждый год 12 июня мы с друзьями ездим в баню  велопоход на 3-4 дня. В этом году мы влюбились в пещеры, поэтому решили совместить  вело- и спелео-  туризм. И достойный объект был найден - Лургиканский (Урдюканский) провал. По некоторым оценкам, это самая протяженная пещера Забайкальского края. И чтобы было интересней, решили прорваться к нему на велосипедах. От Усть-Карска до Сретенска,  150 км вдоль красивейшей р.Шилка. Даже местные жители считают, что в этих краях нет сквозного проезда летом, но у нас получилось :)

Больше фото здесь. А здесь маршрут на карте.

1 день

В Усть-Карск добрались на маршрутке, и собрав велосипеды, первым делом посетили музей. Усть-Карский музей отлично оформлен, все сделано с большой любовью к своему краю. Было очень интересно и познавательно, здесь же подчерпнули некоторые сведения о пещере.

Shilka

В 17.00, под мелкий дождик, покинули Усть-Карск. Дорога быстро раскисла, на колеса стала налипать грязь. Уровень воды в Шилке был высокий, поэтому вдоль берега проезда не было -   пришлось забираться наверх. И начался классический велотуризм — бессмысленный и беспощадный.  Ехать в такие горки, да ещё и по грязи, невозможно, поэтому пришлось велосипед толкать.

А местами даже в одиночку затолкать велосипед в гору не получалось, и толкали по двое или трое.

Видео - кликните для просмотра.

Слава богу, это продолжалось всего час, и мы затолкались на г.Екатеринка. Разбили лагерь, Андрей, Рома, Саша остались кошеварить, а Сергей и Антон побежали искать пещеру.

г.Екатеринка — это бывший рудник, заложенный в 1776г. Вся гора изъедена воронками, штольнями, шурфами.

Lurgikan

Найти пещеру в таком лабиринте дырок в земле не получалось. Стали закрадываться мысли — а не засыпало ли вход в пещеру наглухо? Решили продолжить поиски утром, большой группой.

2 день

Утром на гору наполз туман. Мы рассредоточились цепью по склону, и стали его прочесывать, заглядывая в каждую дырку. Как известно, в основном здесь работали каторжане. Трудно представить, сколько труда сюда вложили, сколько жизней погубили чтобы, например, вырезать в скале такую дорогу.

Видео - кликните для просмотра.

В конце концов Роме улыбнулась удача.

Lurgikan

Вяжем веревки, и быстро вниз.

Мы нынче спелеологи, а не спелеотуристы. Спелеотуристы приходят в пещеры поглазеть, а у спелеологов есть приборы для измерений. Сегодня у нас есть компас, лазерный дальномер, высотомер, анемометр и термометр. Мы решили нарисовать карту, кажется раньше её никто не рисовал (в открытом доступе мы её не нашли).

И по праву первопроходцев-составителей стали давать названия залам и гротам. Сосулин зал,  зал Шахматных фигур, Большой зал, Мышиный грот...

Сосулька высотой 5 метров.

Lurgikan

Пролезли все щели, куда можно протиснуться, включая вертикальные камины.

Нашли разные интересные образования

Дохлая летучая мышь. Живых летучих мышей, кстати, тоже видели.

Lurgikan

Стены во многих местах покрыты охрой.

Местами без веревок лазить небезопасно.

К обеду проголодались, и с чувством выполненного долга покинули пещеру. Итого в сухом остатке:

- длина ходов — около 280 метров

- самый высокий зал — 14 метров

- самый большой зал — 45х12 метров

Пещера хоть и не стала самой длинной пещерой Забайкальского края (Соктуй-Милозанская — 353 м), но очень достойный и красивый объект!

Отобедали

Shilka

И поехали в другую пещеру — Шилкинскую. Она находится в деревне Шилкинский Завод, что в 6 км от г.Екатеринка. Местные жители называют её коротко — Шилкозавод. На въезде в деревню был весьма аггресивный сторож.

Пещера известна тем, что в ней найдены различные артефакты. Мы ничего кроме навоза не нашли, но все равно красиво.

От Шилкозавода начинается самый неопределенный участок пути. На спутниковых снимках дорога проглядывалась только местами, а местами не проглядывалась, намекая на изысканный вид бессмысленного и беспощадного велотуризма — тащить велосипед с грузом на себе через густой подлесок, местами в гору. Опрошенный местный житель нас обнадежил: «Мы тут пешком проходим — сначала по тропе, потом в брод, потом в гору, потом мост сгорел, но с великами вы в брод пройдете...»

Так все и оказалось. Но в гору было очень долго и круто... На каких машинах они тут ездят, уму непостижимо. Тоску еще и навевал свежий горельник — пару недель назад здесь был сильный пожар. Мы нашли пень, в котором все то горел огонь. Дорога в гору завалена подгоревшими деревьями, приходится часто их обходить.

Долго ли, коротко ли, приехали в место, которое называется Улейгича. Это значит, что мы спасены! Дальше дорога явно есть до д.о.Чалбучи. На сегодня хватит. Искупались в Шилке, а  Андрей даже поймал рыбы. Мы жарили рыбу, стояла теплая безветренная погода. Тут нам можно позавидовать :)

Видео - кликните для просмотра.

Здесь стоит просторная летняя изба (без печки), с широкими нарами, будем спать в ней. В 22.30 из темноты неожиданно вышел человек. Идет с вахты из Усть-Кары в д.Боты, ходит тропами 7-8 часов. Поел рыбы, рассказал про нелегкую жизнь, и в 23.30 пошел дальше. До дома ему еще идти часа 3 по ночи. Гвозди бы делать из этих людей...

3 день

Без особых приключений добрались до д.Чалбучи. В советские времена здесь был Дом отдыха среди соснового бора. Сейчас он не работает, но люди в деревне живут. Местный житель посоветовал до д.Боты идти берегом Шилки, а не по дороге. «Дорога сильно в гору, так уж лучше по берегу толкать, все легче...» Толкать пришлось 2,5 км, но действительно легче, чем в гору...

Видео - кликните для просмотра.

Потом мы подрезали спустившуюся с гор дорогу и с ветерком докатились до д.Боты. От Боты в Фирсово уже есть хорошая отсыпанная дорога, которую называют «трасса». «Трасса» далеко отходит от берега Шилки, обходя прижимы, и собирая по дороге все возможные перевалы. Этот участок нам показался очень тяжелым. Стало жарко, ехать в гору  очень тяжело. Часто отдыхаем в кустиках.

Shilka

Пару часов мы забирались серпантинами на перевал, потом за 10 минут скатились к небольшой речке, впереди опять подъем. Все, «бензин» кончился, обед под мостом.

После обеда силы вернулись, и забравшись на еще один перевал, мы лихо скатились вниз. Здесь дорога подошла ближе к Шилке, и мы свернули к д.Уктыча. Отсюда снова поедем «тропами» вдоль Шилки. Местный житель наш энтузиазм поддержал: «На мотоциклах посюда ездят в Фирсово, ну и вы на великах проедите. Только Чачу бродить». Дело было к вечеру, и до р.Чачи и решили добраться, там и ночевать.

Чача — красивый приток Шилки.

Shilka

Дорога далеко уходит в сторону к «официальному» месту брода, но мы решили рискнуть, и бродить где нам нравится.

На стрелке Чачи и Шилки нашелся табор. И снова купание, рыбалка, отличный теплый вечер. За день проехали 64 км, набрали 1177 м высоты, и потеряли 1125 м. Этот день оказался самым нагруженным.

4 день

Утром встаем пораньше. У нас сегодня будет длинный день. Надо добраться до Сретенска, и сегодня же до Читы - завтра на работу. В Сретенск надо попасть к обеду, даже так — обед только в Сретенске. И воодушевленные мы понеслись к д.Фирсово.

Shilka

От Фирсово начинается настоящий горный серпантин. Сил с утра достаточно, и мы довольно лихо «скребёмся» вверх, любуясь на местные красоты.

Чем ближе к Сретенску, тем тяжелее ехать. Вот уже город как на ладони, но добраться к нему  можно только по мосту, до которого еще "пилить", а на дороге сплошь крутые подъемы. И иногда спуски

В 14.00 добрались до Сретенска

Shilka

Отметились в местном кафе. Почему то после похода всегда хочется отравы кокой-нибудь попить...

Сгрузили на нашего «орлика» велосипеды, и помчались домой.

Итого, 155 км разных дорог за 4 дня, 2 пещеры, и полное моральное удовлетворение!